Выбираем водопропускные трубы по 5 правилам: сооружения под автодорогой- это серьезно
На страницах этой статьи мы рассмотрим такой вид технических трубок, как водопропускные трубы. Они особенyы тем, что под них роется котлован и строиться специальный фундамент, либо строительство проходит с использованием готовых конструкций для укладки водопропускных каналов. Железобетонные трубы, что используются при строительстве автомобильных дорог являются важными элементами, это сооружение служит для прохода подземных грунтовых вод под дорогой, без вреда для асфальта.
Если конструкция работает периодически, при разливе рек или ручьев весной, то в остальное время нередко такие конструкции используются как дорога для скота или подземные переходы. В городской местности такое встречается нечасто, а вот в сельской наоборот. Водопропускные сооружения строятся двумя видами:
- Небольшой мост;
- Водопропускная труба под автодорогой.
Мы разберемся какой вариант предпочтительнее и какие особенности имеет труба.
Виды и типы водопропускных каналов
- Железобетонные;
- Пластиковые;
- Бетонные;
- Стальные или чугунные.
Помимо этого, виды водопропускных труб делят еще и по характеристикам:
- Тип наружного сечения: овальный, квадратный и круглый;
- Количество отверстий, что имеет, водопропускной канал;
- Типы выполняемого действия;
- Размер выполненных технологических отверстий;
- Скорость течения внутри канала.
Выбирая малые водопропускные сооружения учтите, что такие водопроводы и небольшие мосты располагаются в исключительно пригодных для них местах – на дорогах должных категорий. Классически оголовки водопропускных труб монтируются безнапорными, изредка выбирается напорный или полунапорный режим, исходя из принятых расчетов пропускной способности канала. Нередко железобетонные безнапорные трубы ставятся в местах прохода рек и ручьев – здесь на помощь придется звать рыбонадзорную службу, чтобы не испортить нерест рыбам постройкой.
Как проходит строительство водопропускных прямоугольных труб
Как и при каждом другом строительстве водопропускные железобетонные трубы перед закладкой требуется правильно рассчитать:
- Край земли насыпи при накладывании в котлован кладется рядом с трубой значительно выше расчетного уровня прохождения грунтовых вод, выше хотя бы на пол метра. А если канал строиться напорным, то звенья водопропускных труб накрываются метром земли;
- Оголовки при строительстве ставятся на щебенку, при этом монтаж делается ниже уровня промерзания земли, чтобы канал не разорвало. Оголовка выглядит как канал, включающий портальный отрезок и откосные крылья, облегчающие проход воды внутрь.
Строительство железобетонных котлованов: расчет диаметра для качественного ремонта
Когда кладется труба под дорогой для отвода воды заранее рассчитывается котлован. Однако при этом учтите, что рассчитать крепления для устойчивости не получиться – в условиях регулярного подтопления даже железобетонный блок продержится не так уж и долго. Помимо этого, если монтаж металлических водопропускных труб проводиться под напором, то крепления ставятся на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы удерживать конструкцию от поползновений, иначе грунт раздавит трубы со временем.
Учтите, что выбор характеристик при проектировании зависит от парочки таких факторов:
- Изначально смотрят на профиль и размер трубы, а потом уже выбирается форма и технология выполнения котлована, так проще подогнать одно к другому;
- При выборе угла наклона склонов примите во внимание тип и характеристику грунта, который используется в строительстве;
- Если предусматривается нанесение гидроизоляционного слоя на железобетонную или металлическую конструкцию, или же предвидятся иные работы с наличием рабочих внутри котлована, то хотя бы с одной стороны ямы верхняя кромка должна находиться на расстоянии не выше метра, чтобы люди могли быстро выбраться из котлована.
В каждом случае расчет водопропускных сооружений и котлована под конструкцию напрямую связан с наличием определенной землеройной техники для строительства. При этом не вывозите при строительстве сразу вырытый грунт с места стройки, так после вкладывания трубы на предусмотренное место – потом же придется засыпать обратно, чтобы прикрыть оставшееся пространство. Учитывайте, что при построении водостока под напором не обойтись без построения отдельной запруды, в которую выйдет оголовок.
Постройка фундамента на автомобильной дороге
Металлические гофрированные водопропускные трубы кладутся на фундамент, который собирается из сборных элементов, выполняется это действие по такому алгоритму:
- Кладутся бетонные блоки фундаментов, на нижнюю часть фундамента кладется труба;
- Пазухи оголовок и портальная стенка водопропускной трубы засыпаются до верхнего уровня;
- Там, где бетонные блоки стыкаются кладется смесь песка с щебнем. Это делается, чтобы вода не проливалась сквозь щели;
- Уплотнение и усиление водопропускных труб проводиться с помощью цементного раствора;
- После проведения этих работы делается укладка фундамента и монтаж оголовков по секциям. Для этого потребуется сварка водопропускных труб.
При этом учтите, что начинается монтаж не с конца, а с начала. То есть приступайте к работа с оголовка водопроводной трубы и двигайте к концу. Не забывайте о том, чтобы каждый сварной шов защищался от коррозии специальным составами.
Однако есть и вариант построить бесшовный фундамент, тут алгоритм приводиться такой:
- На каждый метр длины постройки строиться опалубка;
- Заказывается нужное количество бетона и привозиться в автомобилях в подготовленном виде;
- Смесь заливается в опалубку и накрывается до высыхания;
- Опалубка разбирается;
- Пазухи засыпаются песком или смесью.
Так как трубы под дорогами кладутся прямо, без изгибов, то для опалубки подойдут классические доски или щиты. А если строиться сборной фундамент, то не забудьте сперва сделать из песка подходящую подушку, чтобы фундамент клался не на голый грунт.
Если швы между соборным фундаментом не выходит сделать маленькими, то не забудьте заполнить швы бетоном. А если грунт в вашем регионе неустойчивый, то придется и сваи забивать, чтобы построить надежно. Оголовки и гофрированные водопропускные трубы на автомобильных дорогах не допускается класть до полного застывания бетона, иначе конструкция просядет. Так как каналы вкладываются большого диаметра, то для монтажа понадобятся автомобильные краны. Заранее выберете наиболее тяжелый элемент, чтобы стрела крана выдержала постройку. Да, и постройка проводиться с учетом климата конкретного района местности.
Конструкционные особенности портального трубопровода: устройство на русле под железной дорогой и других сообщениях
Устройство водопропускных труб на автомобильных дорогах рассматривается отдельно, как и другие гидротехнические сооружения.
Трубы для прохода воды классически сооружаются под автомобильным дорогами, где есть обильные грунтовые воды или рядом с ними находятся озера, через которые приходится прокладывают дамбу. В этом случае под насыпь укладываются безнапорные водопропускные трубы ж б, чтобы вода и живущие там рыбы по озеру курсировали, как и раньше. Нередко при строительстве дорог или железнодорожных путей приходиться корректировать русла рек, этому моменту помогает строительство водопропускных труб.
В качестве альтернативы железобетонным конструкциям используются гофрированные варианты, которые кладутся в такие места:
- Альтернатива бетонным конструкциям при строительстве автомобильных дорог или железнодорожных путей;
- Гофрированные варианты кладутся в стоки, предназначенные для изменения русла рек;
- Как замена мостам с одним пролетом;
- Замена длинным мостам, где каждый пролет совпадает размером с диаметром гофры.
Железобетонные и металлические гофрированные безнапорные водопропускные трубы используют в градостроительстве.
Сборные металлические гофрированные экземпляры: оголовки и звенья в строительстве
Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб с использованием металлической гофры имеет определенный смысл: такой вариант экономически дешевле в сравнении с железобетонными и стальными трубами. Помимо этого, существует еще ряд типичных преимуществ:
- Различный выбор формы и среза позволяет для каждого проекта подобрать вариант строительства;
- Малый вес обеспечивает простоту транспортировки от места изготовления, до точки строительства. При этом гофра пакуется в паллеты листами и загрузить один грузовик получиться большим количеством материала;
- Легкость строительства. Справиться с постройкой под силу каждому человеку, сложить листы в нужную форму получиться без навыков. Легко проходит ремонт, и усиление водопропускных труб.
- Гибкость и стойкость к физическим повреждениям. Дополняется это качество усиливается еще и правильно засыпанным грунтом, так что конструкция получается ничем не хуже бетонной трубы;
- Полимерные материалы, которые используются при производстве долговечны – срок службы составляет по расчетам век;
- Стоимость строительства в сравнении с бетонными конструкциями уменьшается на половину, что экономически выгодно;
- Такого рода трубы кладутся в каждом климате, что присутствует на планете без труда.
Водопропускные трубы из металла способны прослужить долгое время.
Габионные гидравлические круглые конструкции: проект монтажа и укрепление по госту: гидроизоляция по снип
Прогресс не стоит на месте и на смену каждой из предложенных конструкций пришел новый, современный вариант – габионные конструкции. Такого рода конструкции распространены в проектах, где отдельное внимание уделяется стабилизации и удержании сооружений и стен, которые уже стоят на месте прокладки труб.
В собранном варианте получается готовая к использованию водопропускная труба, подпертая габионами для надежности. Ремонт водопропускных труб на автомобильных дорогах нередко производиться с установкой габионов, чтобы на будущее они были прочнее.
Габионы получили такое распространение, так как они обусловлены рядом важны полезных моментов:
- Стойкость к физическим нагрузкам и атмосферным перепадам;
- Возможность создания автоматического дренажа, без нужды делать дополнительные расходы на монтаж отдельной дренажной системы;
- Адаптация к применению комбинированных материалов;
- Легкость монтажа и управления водоотводом;
- Траты на монтаж и дальнейшее обслуживание минимальны;
- Безопасность для окружающей среды;
- Несравнимая с иными вариантами долговечность.
На этом рассказ о водопроводных трубах подходит к концу, так как мы рассмотрели каждый из существующих вариантов, увидели нюансы использования таких систем. Отметим, что при строительстве такого водопровода соблюдается осторожность и тщательность, чтобы не допустить никаких ошибок и не нарушить технологию. Если не соблюдать этих правил, то в будущем возможно разрушение несущих конструкций, что приведет к обрушению водопропускных системы. Водопропускные трубы это неотъемлемая часть городских коммуникаций.