Энциклопедия водоснабжения и канализации

Как разобрать насос Водомёт: подробная инструкция

0 679

Малогабаритный погружной агрегат незаменим в обустройстве автономного водоснабжения (к примеру, от скважины или колодца) и орошении приусадебного участка. К тому же водомет достаточно прост в обслуживании, если знать тонкости внутреннего устройства.

Насос Водомет
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Это насос для выкачки воды

Когда может понадобиться разборка насоса.

Чтобы отремонтировать неработающий агрегат, а не сломать его окончательно, следует разобраться с видом возникшей проблемы. Производитель заявляет о трех причинах поломок, справиться с которыми поможет только полная разборка насоса:

  1. поврежден (разорван) электрический кабель (отсутствует напряжение);
  2. залита крыльчатка;
  3. выведен из строя один из вращающих механизмов (ротор или статор).

Совет: «Правильная оценка ситуации возможна только после проведения диагностики насоса».

Рекомендуется учитывать следующие правила диагностики насосного оборудования:

  • Тестовый запуск водомета, который извлекли из колодца (скважины), показывает, что его вал вращается. Значит, необходимо прочистить крыльчатку от осевшего ила.
  • Агрегат не запускается – следует воспользоваться тестером и прозвонить электрокабель, который окажется целым только в том случае, если напряжение обнаруживается на клеммах (моторный отсек). Если же результат проверки отрицательный, советуют полностью заменить силовой кабель. Это окажется намного проще, чем заниматься поиском и устранением обрыва (скрутка проводов с последующей пайкой). К тому же подобный агрегат опускается в толщу воды, поэтому герметичный кабель – обязательное условие безопасной эксплуатации.
  • Электрокабель оказался исправным, но агрегат не запускается. Значит, источником проблемы является электродвигатель, что влечет за собой перемотку ротора (статора), извлеченного из моторного отсека.

Конструктивные особенности насоса

Водомет – центробежный погружной агрегат, оснащенный специальным двигателем (омываемый) и колесами, которые часто называют «плавающими».

Типовая конструкция представляет собой металлический цилиндр (корпус), где и устанавливается электродвигатель, на валу которого монтируется крыльчатка. При этом двигатель омывается водяным потоком, что защищает его от возможного перегрева. Его установка над насосной частью позволяет:

  • выполнять частичное погружение агрегата;
  • монтировать насос в колодец, труба которого имеет меньший диаметр, поскольку электропитание выводится через верхнюю крышку.

Стоит отметить, что между крыльчаткой и двигательным отсеком стоит специфический вкладыш.

  1. Крыльчатку – одноразмерные детали, по форме напоминающие гриб белого цвета. Обычно изготавливается из пластика.
  2. Стакан – черный цилиндр, материал которого – полиамид.
  3. Дно стакана – полиамидный диск, с отверстием в центре. Они укладываются на дно стакана, образуя двойное дно.
  4. Шайба – антифрикционный вкладыш синего или белого (немного толще) цвета, которая препятствует возникновению трения между деталями.

Центрирование конструктивных элементов осуществляется крышками (задняя и передняя) и промежуточными опорами.

Водомет
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Один из самых простых и легких насосов

Принцип работы водомета заключается в том, что электродвигатель приводит в движение крыльчатки, вращающиеся внутри стаканов (в полости между днищами). При этом цилиндры остаются неподвижными, поскольку зафиксированы между крышкой и кольцом.

Преимущество использования такого механизма, как плавающие рабочие колеса – увеличение гидравлического КПД за счет предотвращения внутренних протечек(приработка неподвижных и вращающихся деталей и уменьшение зазора), что позволяет уменьшить их общее количество. А, значит, уменьшаются не только осевые габариты агрегата, но и вибрация, создаваемая прибором. Плавающее колесо хорошо еще и тем, что гораздо меньше засоряется (пропускает крупные включения).


Разборка насоса (пошаговая инструкция)

Чтобы разобрать помпу достаточно отвинтить крышку, поскольку все конструктивные элементы одеты на вал в определенной последовательности и только она удерживает их вместе. Отвинтить крышку можно при помощи большого газового ключа (№3) или автомобильного устройства, которым снимают масляный фильтр.

Совет: «Приступая к разборке водомета, рекомендуется вставить в отверстие, за которое он подвешивается, отвертку или другое приспособление (длинное и прочное)».

Рекомендуемый порядок действий при разборке подобного агрегата таков:

  1. Отвинтить фильтрующий цилиндр (располагается на торцевой части), который защищает крыльчатку от засорения (заиливание).
  2. Снять многочисленные диски, стаканы и шайбы, находящиеся на моторном валу (крыльчатка может состоять из нескольких десятков деталей, не считая шайб).

Совет: «В процессе демонтажа рекомендуется выкладывать снятые элементы на ровной поверхности в том порядке, в каком они извлекаются из корпуса. Можно даже пронумеровать каждую деталь, так будет гораздо проще собирать устройство после ремонта».

  1. Удалить стопорное кольцо электродвигателя, для чего придется воспользоваться киянкой (деревянным молотком). Это можно сделать следующим образом – сместить электродвигатель вниз, ударив молотком по штуцеру (верхнему), а затем поставить его на прежнее место, задействовав шнур. Сдвинутое кольцо (стопорное) необходимо сместить поближе к корпусу (поможет отвертка). Вот и все, можно вытягивать стопор.
  2. Вскрыть крышку моторного отсека и отсоединить провода.
  3. Выбить электродвигатель, для чего пригодится киянка и отвертка.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как только завершатся ремонтные работы, агрегат следует собрать в обратном порядке. Стоит отметить, что сборка – более сложный процесс, если заранее не позаботится о последовательной нумерации каждой детали.

Совет: «Приступая к монтажу, необходимо определить направление вращения моторного вала (разовое включение разобранного механизма поможет определиться с нужной стороной), иначе не получится правильно установить плавающие колеса. Последние должны монтироваться таким образом, чтобы их лопасти, во время вращения вала, подавали водяной поток к краю и затягивали снизу».

С самостоятельным ремонтом насосного агрегата справится каждый. Главное, не спешить и досконально изучить инструкцию.

Поделиться