Как разобрать насос Водомёт: подробная инструкция
Малогабаритный погружной агрегат незаменим в обустройстве автономного водоснабжения (к примеру, от скважины или колодца) и орошении приусадебного участка. К тому же водомет достаточно прост в обслуживании, если знать тонкости внутреннего устройства.
Когда может понадобиться разборка насоса.
Чтобы отремонтировать неработающий агрегат, а не сломать его окончательно, следует разобраться с видом возникшей проблемы. Производитель заявляет о трех причинах поломок, справиться с которыми поможет только полная разборка насоса:
- поврежден (разорван) электрический кабель (отсутствует напряжение);
- залита крыльчатка;
- выведен из строя один из вращающих механизмов (ротор или статор).
Совет: «Правильная оценка ситуации возможна только после проведения диагностики насоса».
Рекомендуется учитывать следующие правила диагностики насосного оборудования:
- Тестовый запуск водомета, который извлекли из колодца (скважины), показывает, что его вал вращается. Значит, необходимо прочистить крыльчатку от осевшего ила.
- Агрегат не запускается – следует воспользоваться тестером и прозвонить электрокабель, который окажется целым только в том случае, если напряжение обнаруживается на клеммах (моторный отсек). Если же результат проверки отрицательный, советуют полностью заменить силовой кабель. Это окажется намного проще, чем заниматься поиском и устранением обрыва (скрутка проводов с последующей пайкой). К тому же подобный агрегат опускается в толщу воды, поэтому герметичный кабель – обязательное условие безопасной эксплуатации.
- Электрокабель оказался исправным, но агрегат не запускается. Значит, источником проблемы является электродвигатель, что влечет за собой перемотку ротора (статора), извлеченного из моторного отсека.
Конструктивные особенности насоса
Водомет – центробежный погружной агрегат, оснащенный специальным двигателем (омываемый) и колесами, которые часто называют «плавающими».
Типовая конструкция представляет собой металлический цилиндр (корпус), где и устанавливается электродвигатель, на валу которого монтируется крыльчатка. При этом двигатель омывается водяным потоком, что защищает его от возможного перегрева. Его установка над насосной частью позволяет:
- выполнять частичное погружение агрегата;
- монтировать насос в колодец, труба которого имеет меньший диаметр, поскольку электропитание выводится через верхнюю крышку.
Стоит отметить, что между крыльчаткой и двигательным отсеком стоит специфический вкладыш.
- Крыльчатку – одноразмерные детали, по форме напоминающие гриб белого цвета. Обычно изготавливается из пластика.
- Стакан – черный цилиндр, материал которого – полиамид.
- Дно стакана – полиамидный диск, с отверстием в центре. Они укладываются на дно стакана, образуя двойное дно.
- Шайба – антифрикционный вкладыш синего или белого (немного толще) цвета, которая препятствует возникновению трения между деталями.
Центрирование конструктивных элементов осуществляется крышками (задняя и передняя) и промежуточными опорами.
Принцип работы водомета заключается в том, что электродвигатель приводит в движение крыльчатки, вращающиеся внутри стаканов (в полости между днищами). При этом цилиндры остаются неподвижными, поскольку зафиксированы между крышкой и кольцом.
Преимущество использования такого механизма, как плавающие рабочие колеса – увеличение гидравлического КПД за счет предотвращения внутренних протечек(приработка неподвижных и вращающихся деталей и уменьшение зазора), что позволяет уменьшить их общее количество. А, значит, уменьшаются не только осевые габариты агрегата, но и вибрация, создаваемая прибором. Плавающее колесо хорошо еще и тем, что гораздо меньше засоряется (пропускает крупные включения).
Разборка насоса (пошаговая инструкция)
Чтобы разобрать помпу достаточно отвинтить крышку, поскольку все конструктивные элементы одеты на вал в определенной последовательности и только она удерживает их вместе. Отвинтить крышку можно при помощи большого газового ключа (№3) или автомобильного устройства, которым снимают масляный фильтр.
Совет: «Приступая к разборке водомета, рекомендуется вставить в отверстие, за которое он подвешивается, отвертку или другое приспособление (длинное и прочное)».
Рекомендуемый порядок действий при разборке подобного агрегата таков:
- Отвинтить фильтрующий цилиндр (располагается на торцевой части), который защищает крыльчатку от засорения (заиливание).
- Снять многочисленные диски, стаканы и шайбы, находящиеся на моторном валу (крыльчатка может состоять из нескольких десятков деталей, не считая шайб).
Совет: «В процессе демонтажа рекомендуется выкладывать снятые элементы на ровной поверхности в том порядке, в каком они извлекаются из корпуса. Можно даже пронумеровать каждую деталь, так будет гораздо проще собирать устройство после ремонта».
- Удалить стопорное кольцо электродвигателя, для чего придется воспользоваться киянкой (деревянным молотком). Это можно сделать следующим образом – сместить электродвигатель вниз, ударив молотком по штуцеру (верхнему), а затем поставить его на прежнее место, задействовав шнур. Сдвинутое кольцо (стопорное) необходимо сместить поближе к корпусу (поможет отвертка). Вот и все, можно вытягивать стопор.
- Вскрыть крышку моторного отсека и отсоединить провода.
- Выбить электродвигатель, для чего пригодится киянка и отвертка.
Как только завершатся ремонтные работы, агрегат следует собрать в обратном порядке. Стоит отметить, что сборка – более сложный процесс, если заранее не позаботится о последовательной нумерации каждой детали.
Совет: «Приступая к монтажу, необходимо определить направление вращения моторного вала (разовое включение разобранного механизма поможет определиться с нужной стороной), иначе не получится правильно установить плавающие колеса. Последние должны монтироваться таким образом, чтобы их лопасти, во время вращения вала, подавали водяной поток к краю и затягивали снизу».
С самостоятельным ремонтом насосного агрегата справится каждый. Главное, не спешить и досконально изучить инструкцию.