Важность правильного использования подпитки системы отопления с помощью узла управления: 3 нюанса процесса
Отопительная система состоит из главных и вспомогательных элементов, обеспечивающих бесперебойную работу магистрали. При этом пользователи получают комфортное и теплое жилье.
Функционирующей схеме отопления необходимы технические узлы, которые гарантируют безопасную работу. Одним из главных считается клапан подпитки системы отопления. Какие функции выполняет элемент и для чего необходим?
Почему устройства подпитки системы отопления так важны
Отопительные схемы выделяют с принудительным (с помощью насоса) и естественным передвижением теплоносителя, основанным на сочетании разных температур жидкости.
Дополнительная подпитка схемы отопления горячей водой необходима для снижения затрат пользователя. Теплоноситель внутри закрытой магистрали отопления циркулирует, начиная от котла, и курсирует сквозь обогревательные приборы, чтобы затем вернуться в исходную точку.
Потерь воды не удается избежать, несмотря соблюдение герметичности агрегатов и правил сборки. Источники утечки жидкости:
- сквозь стыки элементов магистрали;
- через открытый расширительный бак;
- сквозь сальниковые уплотнения, расположенные в насосе;
- при открывании кранов Маевского;
- в процессе чистки фильтров от механических загрязнений.
Потери незначительные, но в сумме они увеличивают расходы. Аварии в коммуникациях тоже повышают риск утечки, потому так важно дополнять до необходимого уровня объем жидкости, циркулирующей внутри отопительной схемы.
В магистралях с закрытым расширительным баком подпитка системы отопления происходит на основе работы устройства, которое носит название подпиточный клапан. А в открытых отопительных схемах воду доливает пользователь.
Особенности клапана Icma и других производителей: электронный вариант с контроллером
Элемент монтируют в конкретном месте отопительной магистрали и обязательно дополняют манометром, необходимым для измерения уровня давления в системе. Подобные свойства, только в других технических сферах способен проявлять приёмник воздушного давления.
Правила установки подпиточного клапана:
- Повышающий насос монтируют при нагнетании давления рабочим насосом на порядок более высокого, чем то, что формируется под воздействием подпиточного клапана.
- Если выбран ручной клапан, то между протоком, питающим систему прохладной водой и отопительным контуром, дополнительно монтируют арматурную задвижку.
- Клапан автоматической подпитки системы отопления врезают в месте нижнего давления носителя тепла (для закрытой магистрали – перед насосом).
- Затворный кран подпитки монтируют в магистраль, чтобы в проток, через который происходит подпитка, не просачивалась охлажденная вода.
Клапан автоматической подпитки представляет собой комбинированный механизм, состоящий из редуктора давления и клапанов (обратных и запорных). Деталь работает на автомате или механически.
Главное – настроить механизм на необходимые рамки давления. Нижний уровень напора жидкости достигается при показателях ниже нормальных на 10%. При этом с помощью мембраны выходит пружинка, двигающая конусный шток, и проточное отверстие открывается. Когда системы насыщается теплоносителем и давление нормализуется, мембрана давит на пружину, а проток перекрывается штоком.
Главная задача элемента – добавлять в схему недостающую воду до момента нормализации уровня давления. Применяют подпитку с помощью охлажденной воды из труб, но в некоторых случаях магистраль питается из накопительного резервуара.
Выделяют 2 метода, при которых клапан для отопления восполняет объем теплоносителя:
- Автоматический.
- Ручной (механический).
Ручной способ регулировки эксплуатируют в компактных магистралях. Наблюдая за показаниями манометра, пользователь при необходимости сам открывает вентили и добавляет воду. При этом используется подпиточный насос для отопления или жидкость идет самотеком.
Клапан автоматической подпитки применяют в том случае, когда системное давление падает ниже оптимального уровня. При этом задвижка или вентиль из нержавеющей стали с электропроводом открывает проточное отверстие.
Насос подпитки системы отопления подключается в работу, если недостаточно напряжения. Под его воздействием вода принудительно заходит в трубы. После нормализации параметров давления и если сигнализаторы уровня воды выведут правильные цифры, насос автоматически выключается, а клапан закрывается.
Автоматическая подпитка системы отопления считается усовершенствованной, использование исключает необходимость постоянного контроля работы схемы отопления. Недостаток лишь в том, что магистраль дополняется еще одной комплектующей, нуждающейся в электроподпитке.
Закрытая схема с редуктором и краном: станция с баком (емкостью), расход антифриза
Подпитка закрытой системы отопления –задача, влияющая на характер функционирования.
Закрытая магистраль отличается от открытой тем, что она герметична и не допускает испарения воды, а циркуляция теплоносителя происходит под воздействием работы насоса. Схема закрытого типа состоит из тех же комплектующих, что и открытая, но добавляется еще один узел – циркуляционный насос.
Когда температура в магистрали повышается, клапан, находящийся на расширительном баке, открывается в виде задвижки, чтобы забрать излишки воды. Если температура теплоносителя снижается, насос закачивает воду назад в магистраль.
Давление закрытой системы рекомендуется поддерживать в пределах, которые установлены заранее. Это помогает подвергать теплоноситель деаэрации. Расширительный бак регулирует стабильную работу и контролирует расход жидкости.
Используют резервуар из прочного металла, состоящий из 2 половин, которые завальцованы друг к другу. Бак делится на 2 части резиновой диафрагмой. Таким образом, жидкость при нагреве перетекает в расширительный бак и проходит в мембрану. В процессе остывании жидкости газ, который находится за мембраной, толкает воду обратно в трубы.
Открытая отопительная схема: установка регулятора Watts, объем жидкости
Открытая отопительная схема считается энергонезависимой и простейшей. В ней используется естественное передвижение теплоносителя. Принцип работы основан на термодинамических законах.
На выходе из котла создается высокое давление, затем нагретый теплоноситель идет по трубопроводу в часть магистрали с пониженным давлением, где температура снижается. После этого холодная вода снова продвигается в котел и там нагревается.
Открытая магистраль не работает на антифризе, он слишком быстро испаряется. Для функционирования применяют только воду.
Прогретая жидкость расширяется, поэтому схему оснащают расширительным баком. Элемент необходим для того, чтобы принять лишнюю жидкость при расширении и возвратить в остывшем виде внутрь магистрали.
Бак в некоторых точках негерметичен: теплоноситель испаряется, уровень воды необходимо восполнять. С этой целью эксплуатируют подпиточные насосы.
Открытая магистраль состоит и таких элементов:
- радиаторы;
- котел, работающий от газа, твердого топлива или дизеля;
- расширительный бачок;
- нержавеющая запорная арматура;
- трубопровод.
Трубы в открытой теплосхеме разогреваются неспешно из-за медленной циркуляции воды. Это не дает закипеть теплоносителю и не повреждает трубы. Если трубопровод отопления зимой не эксплуатируется, воду необходимо слить.
Котел монтируют в нижней части магистрали, а вверху ставят расширительный бак, который в зимнее время утепляют.
Открытая отопительная схема предполагает небольшое количество поворотов труб и соединительных деталей.
Пример автоматической системы с насосом: вода из водопровода
Автоматизированный узел управления давлением отопительной схемы целесообразно устанавливать в разветвленных больших магистралях. Автоматические клапаны считают составной комплектующей котла.
Пользователи уверяют, что установить устройство несложно, однако важно понимать, что работа такого клапана гарантирует энергонезависимость отопления. Этот момент учитывают при выборе типа тех. узла.
У авто клапана следующий принцип работы: сначала программируют потери воды, при которых указывают параметры минимального давления. При уменьшении объема воды примерно на 10% клапан реагирует и запускается в работу насос, который качает столько холодной воды, сколько нужно магистрали. После восполнения объема теплоносителя подача перекрывается автоматически, как следствие срабатывания клапана.
Монтаж автоматической подпитки легко выполнить. Для этого на магистрали подачи охлажденного теплоносителя монтируют электроконтактный датчик в виде манометра, направленного на регулирование давления внутри схемы в двух направлениях.
Возле группы с нижним давлением монтируют промежуточное реле (контактор). Эти детали запускают в работу вытягивающий насос после того, как внутри закрытой магистрали падает объем нагретой воды.
У 2-ой группы своя задача: отключить звенья цепи в момент, когда максимальный поток достигнет верхнего предела. Для этого используют вентиль манометрический и клапан электрического типа, представляющий собой вентиль с мотором.
Важно! Схема осуществляет самостоятельный контроль уровня давления, а также просчитывает объем теплоносителя посредством работы автоматического клапана.
Необходимо, чтобы давление воды было постоянным, но важно учитывать и температурный режим нагретого теплоносителя. При повышении температурного уровня прогретой воды увеличивается тепловое расширение технических узлов, которые компенсируются с помощью гидроаккумулятора. Он отдает гидравлическую энергию или накапливает ее, когда теплоносителя в избытке. Монтируют устройство по специально разработанной байпасной схеме.
Опрессовка задвижек – необходимый процесс, который обнаруживает слабые места (протечки) в магистрали для дальнейшего устранения неполадок.
Подпитка отопительной магистрали не допускает возникновения аварий в коммунальных системах. Она поддерживает стабильное рабочее давление и определенный объем воды, а дистанционно управлять этим помогают автоматические узлы управления. Подпитка системы отопления — очень важный показатель в теплоэнергетике!